"Мы видим, что фундаментальная структура безопасности Европы разрушена, ее больше не существует"

президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) в ходе выступления на саммите YES в Киеве

Пользовательского поиска
Зал периодики
Другие диалоги:

Баллада о востоке и западе

Версия для печати
Кость Бондаренко директор Института Горшенина
22 янв 2007 года

Астрономы часто говорят о "двойных звездах": мол, замечаем некое небесное тело, наблюдаем, ведет оно себя довольно странно, вопреки многим законам физики. И только потом приходим к выводу, что на самом деле имеем дело с двойной звездой — то есть с объектом, в котором существуют два центра тяжести, но находятся на таком относительно близком расстоянии, что мы их воспринимаем как единое целое… Говорят, что и наше Солнце — тоже двойная звезда… Пообщайтесь с астрологами — те давно принимают в расчеты не только наше солнышко, но и его "черную" спутницу, гипотетическую звезду Лилит… Такой же "двойной звездой", по сути, является Украина.

На протяжении веков Украина формировалась под воздействием разных культур, различных традиций. Городская культура смешивалась с культурой степной вольницы, аграрное начало вытеснялось индустриализацией, гортанный говор жителей гор вплетался в многоголосье приморского люда. Население Украины в разное время и при различных обстоятельствах начало осознавать себя украинцами — носителями неких этнических признаков. Но сейчас стремительным темпом происходит становление украинской нации как политической общности людей, объединенных общим будущим.

Киевский институт проблем управления имени Горшенина накануне нового 2007 года провел плановое социологическое исследование, направленное на изучение состояния украинского общества, а главное — подверженности наших граждан двум комплексам — комплексу "советского человека" и комплексу самоидентификации относительно принадлежности к западной или восточной системе мышления.

Не пора, не пора, не пора "москалеві й ляхові" служить. Выяснилось, что геополитические ориентиры являются важным фактором деления Украины на восток и запад.

На вопрос: "Чем для вас является НАТО?", 27,6% опрошенных ответили: "военный блок — противовес России". Именно неразвенчанный миф об антироссийском характере НАТО является главной причиной враждебного отношения части украинцев к Северо-Атлантическому блоку. Для 25,9% это — международная военная организация, направленная на создание коллективной системы безопасности. 19,9% считают, что НАТО — организация, борющаяся с терроризмом. Это очень важно, поскольку фактор мирового терроризма для Украины, слава Богу, не стал реальностью, но информационный призрак терроризма не может не беспокоить граждан. Однако — что не менее важно — 25,96% затруднились с ответом на этот вопрос. Наши интеграторы не удосужатся провести обычный ликбез на общенациональном уровне.

На вопрос о потенциальных благах и рисках, которые может принести гражданам Украины вступление в Европейский Союз, ответы распределились не менее интересным образом. Для 27,5% респондентов главная прелесть ЕС состоит в возможности свободно передвигаться по Европе. Приблизительно по 20% респондентов ответили, что Евросоюз — это защита прав и свобод граждан, повышение жизненного уровня населения, возможность свободно работать или учиться в странах Европы. Такие факторы, как политическая стабильность или улучшение социальной защиты, усмотрели менее 10% респондентов. Зато 22,3% опасаются в случае вступления Украины в ЕС ухудшения отношений с Россией, 24,26% — повышения цен на энергоносители, 23,6% — роста цен на продукты питания, 16,4% — банкротства предприятий… То есть у украинцев доминирует прагматичный подход к Евросоюзу.

Диаметрально противоположной является картина в отношении наших сограждан к России. Теперь восток с западом меняются местами, и западные украинцы начинают демонстрировать склонность видеть риски и угрозы со стороны северо-восточного соседа. При избрании степени сближения с Россией 62% респондентов указывают сохранение безвизового передвижения граждан. 35,6% выступают за единое таможенное пространство со свободным перемещением товаров и услуг. 31,7% акцентируют внимание на важности культурного взаимообмена. Ничтожно малым оказывается процент тех, кто хочет идти на максимальное сближение с Россией в виде: общей валюты (10,44%), общей армии (5,72%), общего законодательства (4,12%), общей внешней политики (13,1%), единой системы управления государством (3,4%). Точно так же в абсолютном меньшинстве (9,64%) остаются те, кто считает, что сближение нецелесообразно.

Важный урок для наших государственных чиновников: по сути, большинство украинцев вовсе не хотят ни европейской, ни евроатлантической интеграции, ни интеграции на постсоветском пространстве. Украинцев удовлетворяет нынешний геополитический статус Украины, и ни в какие новые союзы они не рвутся. Может, пора чуть-чуть остановиться и подумать о развитии собственной субъектности Украины, а не о том, где бы найти управляющего для украинского проекта — в Европе, в США или в России?

Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна. Странные тенденции демонстрирует социология. Казалось бы, еще лет 15 назад вся страна мечтала куда-то выехать.

Оказывается, что, несмотря на возможность выезда за границу, далеко не все наши граждане пользуются этим правом. На вопрос: "Приходилось ли вам или вашим родным бывать в странах Европы, США или Канаде?", положительно ответили 28,58% граждан, причем большинство опрошенных проживают в Киеве, в центре или на западе. Отрицательно ответили 71,42%.

На аналогичный вопрос — "Приходилось ли вам или вашим родным бывать в современной России?" (после развала СССР) — положительно ответили 47,5% граждан — преимущественно на востоке страны. Две трети жителей запада Украины не бывали в современной России!

Не отсюда ли произрастают стереотипы в оценках гражданами Украины потенциальных угроз со стороны России и Европы? Может, для начала галичанину необходимо показать "немытую Россию"? Иначе он будет иррационально и по старинке верить в Россию как в некое рафинированное зло. И, может, донецкого шахтера стоит вытащить из-под земли и отвезти на Монмартр или Пиккадили — дать пощупать Европу, а уже потом рассказывать легенды и мифы о вреде евроинтеграции для процесса пищеварения и повышения надоев молока?

Кстати, на вопрос о том, в какой стране вы бы хотели работать (подчеркиваю — не жить, а именно работать), 39,04% респондентов ответили: меня устраивает работа в Украине ("Таити, Таити… нас и здесь неплохо кормят!"). 15,56% выбрали бы страны Западной Европы, 14,75% — Россию, 9,29% — США и Канаду, 3,43% — Польшу (действительно — что в ней делать, в этой Польше? Курица — не птица, Польша — не заграница). 6,62% отдают предпочтение экзотическим странам (небось, как моя знакомая журналистка, грезят жизнью на острове Вануату). 26,77% будут определяться в связи с жизненными обстоятельствами (причем большинство из этой категории живут в аграрных районах страны — преимущественно в центре).

То есть можно не сомневаться: все из страны не уедут.

Смотрите, завидуйте: я — гражданин!!! Вспомнился случай. В 1996 году на одном из португальских островов потребность в рабочей силе была настолько высокой, что за короткое время численность украинских гастарбайтеров превысила количество живущих на этом острове португальцев. Все жили вровень, скромно так, система коридорная… Португальцы привыкли праздновать украинские праздники и даже узнали, что существуют Старый Новый год, 8 Марта, 1 и почему-то 2 Мая, Ивана Купала, День физкультурника и День работников сельского хозяйства. Однажды на остров прибыли представители молдавской мафии с целью установить свою систему ценностей и брать с наших гастарбайтеров налог. Что тут произошло! Украинцы и португальцы дали решительный отпор молдавским агрессорам — так, что те навеки забыли дорогу на запад от Лиссабона. А над островом был поднят украинский флаг — рядом с португальским.

К чему это я? Да к тому, что и у малороссов за пределами страны тоже есть понятие о своей национальной гордости. Важным моментом в исследовании стало то, что несмотря на пессимизм наших политиков, отсутствие стратегии развития страны и кризисные явления в обществе, большинство граждан Украины проявляют свой ярко выраженный патриотизм. "Гордитесь ли вы тем, что являетесь гражданином Украины?" — вопрошали мы сограждан. "Гордимся!" — отвечали 52,15% соотечественников. "Не-а!" — парировали 21,69%. "Ой, что вы такие вопросы задаете?" — лукаво отмахивались 26,15% респондентов.

При этом очень важно подчеркнуть: гордятся своими краснокожими книжицами с государственным гербом Украины и отпечатанными латиницей фамилиями более 70% тех, кто побывал за рубежом. То есть распространенный тезис о том, что нас в мире ни во что не ставят и воспринимают как некую "лимиту" и "доїзжаючих", — ложный.

Но нет востока, и запада нет… В ходе исследования мы постарались активно работать со стереотипами, развитыми на востоке и на западе Украины. Респондентам было предложено оценить, насколько соответствуют по отношению к ним те или иные стереотипы — и тут же оценить степень применимости стереотипов касательно своих "антиподов": запад должен был оценивать восток, восток — запад.

Половина западных респондентов считают, что они и их земляки вполне приспособлены к условиям рыночной экономики. 83,9% считают себя носителями национальных традиций и обычаев. 74,2% считают своих собратьев по проживанию в Западной Украине патриотами, 62,7% — образованными, культурными людьми, 64,9% — политически активными, 53,7% — открытыми, приветливыми и доброжелательными, 67,7% — хозяйственными, практичными.

То же касается и востока Украины. 56,9% респондентов (выше, чем на западе) указывают на приспособленность своих ближних к рыночным условиям. Только 36,8% считают, что на востоке соблюдаются традиции и обычаи (еще со времен Шпенглера известно, что город и индустриальные поселения суть плавильный котел, в котором переплавляются все традиции, а носителем традиций является село). Менее половины жителей востока считают, что им присущ патриотизм. 60,6% дончан-луганчан-харьковчан гордятся образованностью и культурным уровнем своих родных, близких и соседей. 57% считают свой край зоной повышенной политической активности (хотя кому там активничать? Поди все политически активные выходцы из региона в Кабмине заседают). Около половины респондентов отмечают открытость, приветливость, доброжелательность, хозяйственность, практичность и региональный патриотизм, характерные для востока Украины.

Лишь 38,1% галичан считают, что восточные украинцы приспособлены к условиям рынка (Ахметов, Тарута, Бойко, 90% украинских миллионеров и 80% промышленных объектов, расположенных на востоке, — не в счет, наверное, галичане верят, что восток прозябает от голода и холода). Лишь 26,4% западных респондентов верят в то, что на востоке умеют колядовать, щедровать, правильно креститься и вышивать крестиком. Патриотами восточных украинцев считают 32% "западенцев". Образованность и культуру могут проявить на должном уровне — так, чтобы быть оцененными по достоинству западными респондентами — лишь 37% "східняків". Ну в политической активности восточным украинцам отказать сложно (51,1%) — результаты выборов 2006 года и убедительная победа Януковича в премьериаде — тому свидетельство. Лишь 33,5% респондентов видят в восточных украинцах открытость и доброжелательность (остальным, небось, попадались на жизненном пути некие угрюмые и необщительные шахтеры или же "братки", коими так любит пугать свой электорат "оранжевый" лагерь). Хозяйственность и практичность, по мнению западных респондентов, характерна лишь 28,7% восточных украинцев.

Но! От 33 до 43% западных респондентов затрудняются с ответом на поставленные вопросы. То есть, скорее всего, им не удалось сформировать своего мнения о востоке Украины и людях, которые там обитают.

Восток — более великодушен по отношению к западу. 38,8% считают, что галичане и волыняне выживут в условиях рынка. 82,7% свято убеждены: традиции и обычаи Украины базируются исключительно на потенциале запада. 60,9% считают западных украинцев несомненными патриотами. Уровень культурного восприятия (уровень культуры и образованности) восточными украинцами западных — симметричный: только 38,7% респондентов видят в Галичине проблески культуры. Политически активными жителей запада считают 60% населения востока (еще бы! такую "помаранчеву" революцию забабахать!). Открытость и приветливость видят в галичанах лишь 30,6% донетчан, хозяйственность и практичность — 47,4% респондентов.

Но! От 23 до 38% респондентов не знают запад Украины, и свои суждения могут базировать тоже на мифах и легендах — о ветеранах УПА, которые до сих пор пускают поезда под откос, не зная, что война давно закончилась, о насильственной украинизации каждого, посмевшего переехать через Збруч, о ненависти к "москалям", тщательно культивируемой в галицком социуме — "як гроно виноградної лози"…

Не пора ли политикам, вместо того чтобы делить Украину, наладить культурный обмен между разными частями страны? И хозяйственный — в целях обмена опытом, укрепления экономики и преодоления стереотипов?

По щучьему велению, по моему хотению! А еще украинцев объединяют инертность и вера в то, что завтра они проснутся в новой действительности, придет некий герой и железной рукой загонит человечество к счастью. Либо заставит течь молочные реки в кисельных берегах. Не случайно когда-то — в дни кризиса украинского национализма — появилась теория Ореста Зибачинского — теория "свободарности". Свобода не добывается, свобода "дарится" сверху — некими справедливыми политиками… Именно эта идеология, наверное, была бы воспринята на ура обществом.

Посудите сами. На вопрос: "С чем вы связываете личные перспективы в ближайшие годы?", 34,25% респондентов отвечали: "с успехами членов семьи", 31,5% — "с увеличением доходов". И лишь ничтожно малый процент опрошенных — с получением образования (8,4%), с развитием собственного бизнеса (8,75%), с должностным ростом (8,9%), с удачным трудоустройством (15,65%), с творческими успехами (2,5%), с работой за границей (3,8%).

Илья Муромец похоронен в Печерской лавре в Киеве. Истинно украинский герой! Лежал на печи 30 лет и 3 года — а потом вдруг сотворил подвиги. А вы говорите, что нет объединяющих факторов!

"Держава не твориться в будучині — держава будується нині". Очень интересно проследить отношение украинцев к своему государству. Отрадно, что 48,65% респондентов (приблизительно в равных пропорциях на востоке и западе) отмечают, что государство должно создать благоприятные условия для развития частной инициативы, а 11,13% считают, что государство не должно мешать людям улучшать свою жизнь. То есть государство воспринимается большей частью граждан Украины как некий арбитр и некая необходимая надстройка над гражданским обществом. Но 35,8% респондентов живут иными представлениями — старыми, советскими: государство должно обеспечить каждого гражданина некими благами.

36,3% респондентов заявили, что для них очень важно, представителем какого региона является то или иное высшее должностное лицо (наверное, по принципу "Главное, чтобы не донецкий" или "Не приведи Господи, чтобы из Львова"). 51,25% заявляют, что для них региональная привязка политика не имеет значения. 45,6% респондентов уважают законы и нормы, установленные в стране. 34,3% считают законодательную систему в Украине несовершенной.

Сенсационными — с нашей точки зрения — оказались данные относительно восприятия респондентами той или иной избирательной системы. 48,9% опрошенных выступают за возврат к мажоритарной системе выборов, 6,24% — за сохранение нынешней — пропорциональной системы, 17,6% — за смешанную систему. Хаос в политике вызвал непонимание и отсутствие единого мнения в обществе о проблеме политической реформы. Сегодня 32,6% поддерживают политическую реформу, 31,9% — не поддерживают, 35,47% — не определились.

66,8% респондентов готовы объединяться с другими гражданами в общественные объединения для защиты своих прав и интересов. И лишь 15,5% — за индивидуальные подходы.

Такими являются главные тенденции в современной Украине. По-моему, не все так трагично, как представляют наши политики. Украина — едина, и неоднократно ее народ высказывался за то, чтобы жить в рамках одной страны. Нас объединяет больше, чем разъединяет…

Один дипломат, покидая нашу страну после длительного пребывания, сказал: "Украина похожа на шмеля. У шмеля массивное тело и маленькие крылышки. Согласно законам аэродинамики, он не может летать. Но он летает! Украина — согласно законам политики — не может существовать. Но она существует!"

И не только существует! Социологические исследования дают право надеяться: Украина — это надолго. Навсегда. Ее противоречия, разница во взглядах, менталитете, культурном, образовательном уровне, уровне индустриализации могут стать конкурентными преимуществами. А разорвать единство Украины могут лишь внешние факторы. Поэтому нашим политикам стоит очень осторожно обращаться с геополитическими лозунгами и попытками накренить Украину то в одну, то в другую сторону.

Версия для печати
Рекомендуем к прочтению

Финансовое Темновековье

Судьба существующей финансовой системы выглядит мрачно – когда исчезнут т.н. «резервные» валюты, мир погрузится в финансовые «Темные века»; причина этого – господство сверхкрупного спекулятивного капитала и его идеологии «монетарного фашизма», что ведет к вырождению денег. За последние 40 лет деньги получили тотальный контроль над всем и каждым из нас. Будущие поколения вступят в жизнь, обремененные долгами своих отцов. И это неизбежно. Это хуже, чем паутина или стая вампиров, это глобальная пандемия, которая заражает каждую ДНК.

Ученые, политики и эксперты всячески оправдывают социальное неравенство и ущерб, наносимый финансовым сектором государству. Когда безработица и сокращение производства начинают угрожать отношениям между государством и финансовым классом, то финансовый класс предлагает населению «затянуть пояса» и «жесткую экономию». За пределами США это же предлагают сделать другим странам МВФ, Мировой Банк и различные финансовые учреждения. Сегодня финансовый класс и банкиры развивают эту идеологию через СМИ и правительства с той же неистовостью, с какой действовала церковь в Темные Века: всякий усомнившийся считается «еретиком».

Читать далее

 

Материалы по теме
Проект "Украина"

Мифологема «цивилизационного выбора» и ее роль в современной пропаганде

Східні європейці чи західні слов’яни: проблеми ідентичності у Центрально-Східній Європі(II)

Східні європейці чи західні слов’яни: проблеми ідентичності у Центрально-Східній Європі(I)

Атеисты - народ плечистый

Тайны пост-апостолов

Ортодоксы у врат перемен

Миритися важче, ніж сталити обух

Національна ідентичність: чи варто від штучних утворень очікувати автентичності

Симулякри несвободи

Національна ідея в українській інтерпритації

Тринадцатый вызов: на пути к катарсису

Внутрішньонаціональні поділи в Українi

Ксенофобія в Україні: статистика взаємної неприязні

История, обреченная учить

Рабий бизнес или Res publica?

«Украина – не Россия»? - реакция на сообщение о публикации новой книги Л.Кучмы.

Що знають соціологи про національні почуття

Семь «Я» украинского «Мы»

Українська ідентичність: важкий крок до амбіції

Украинская мечта и сон разума

Заморочена ідентичність.

Самоидентификация будущим

Перекресток цивилизаций

Знаково-символические аспекты «национального проекта» РФ и возможности их использования при формировании новой украинской идентичности

О государственной стратегии формирования национальной идентичности в России

Немецкая идентичность - прошлое и настоящее

Споры вокруг европейской конституции

Что значит “быть русским”?

Русские в странах Балтии готовы идентифицировать себя скорее со страной проживания, чем со своей национальностью

Таджики – не арабы!

Сусіди України коментують підписання угоди про створення ЄЕП

Піар-леґенда

ЕС как клубок геополитических опасений

Європейська ідентичність: факти і вимисли

Острахи та сподівання європейських націй на порозі ЄС

Фантоми української та європейської ідентичностей

Этнокультурный ренессанс на постсоветском пространстве

Идентичность в России: «Мы наш, мы новый мир построим?…»

Украина – не Белоруссия

Казахский выбор: «зов крови»

Грузия - Европа или Азия?

Армяне – нация третьего тысячелетия?

Маленькі нотатки про великий Конгрес

Миротворцы не гарантируют Украине место под „западным солнцем”

Дні українства в Україні

Подорож до пост-модерної ідентичності: чи Україна разом з усіма?

Парадоксы американского национализма

Зал периодики

Код нации

НАРИСИ УКРАЇНСЬКОЇ ІДЕНТИЧНОСТІ: СЕК`ЮРИТИЗАЦІЯ

«Зробити всіх «росіянами»!»

Нариси української ідентичности: сенсуалізація

Структурная теория коллективных идентичностей и проблемы России

"Де закінчується Україна, яка не Росія? На якій області?"

Донецьк, ще є час перемогти!

Сергей Грабовский. «Доктрина Брежнева–Путина»: новая редакция

Українське ХІХ століття: асиміляція неможлива

Как жить в одной стране с людьми Донбасса?

Тайное оружие России: что такое войны за идентичность

Что общего между Индией, Украиной и Бельгией?

Иллюзия российского «системного идентоцида» украинцев

Структура русской украинофобии

Перемир`я або Примирення?

Забужко: У нас уже крові по коліна, а ми четвертий місяць удаємо дурників

"Росла дитина, цікавилася комп`ютером і дискотеками, а тут раптом стала патріотом України"

Юрий Андрухович: За Донбасс положено столько жизней, что выбора нет

Путін не спроможний знищити українськість, він її лише посилив

Росіяни серед бандерівців

Почему Майдан – это поражение культуры

Майдан. Новое мышление

Камо грядеши, Украина?

Юрий Шаповал: Манипуляции историческими фактами - явление далеко не новое

Донбас повертається у Дике поле

Украина — модель России

Ломка ідентифікацій

Південний Схід: гілка дерева нашого

Мы теперь и есть "русский мир"

Инфографика: Что может потерять Украина вместе с Донбассом

Украина для своих

Цитрусовая война

Андрухович: Україна повинна стати членом ЄС і НАТО

Мовне питання: проблем нема, поки не втручаються політики

Ребрендинг Украины

Кира Муратова об аннексии Крыма: мне противны эти территориальные конфликты

Как настроения людей влияют на экономику

Декларация общих ценностей современных украинцев

Оксана Забужко: «Двадцать три года мы душу отращивали»

Чи винен "мовний закон" у вторгненні Росії в Україну

Идентичность

Как я стал бандеровцем

Украина: русский и украинский языки накануне Майдана

Севастополь, не спеши обороняться

Лінія фронту

Імперія – зло

Опозиції пощастило з народом

Чи можлива ефективна політика під гаслом «Без політики»?

«Дражнінням хохла» його можна перетворити на справжнього українця

Таки не Росія

 

page generation time:0,141